Persona 3 (ペルソナ3)
На столе еще до сих пор можно найти бумажки с написаными на них всякими " Bufu - *рисунок снежинки*, Agi - *рисунок огня* " или дедлайнами очередных квестов от Тео. Рядом лежит и тетрадь, отведенная специально для игровых записей, когда стало понятно, что бумажек недостаточно. Ведь нельзя было пускать все на самотек - в Персоне такая уже тривиальная вещь, как спасение мира
- требовала от меня концентрации, времени и вложенных эмоций.
Хотя не столько спасение мира меня волновало.. ну да ладно. Так зато звучит более масштабно).Эта игра принесла мне много нового - и мыслей, и опыта. Например, обычно, это я сначала смотрю, а потом когда смотрит кто-то другой обсуждаю с ним сюжет по ходу дела. Мне нравится слушать впечатления и предположения других людей, когда ты уже знаешь все, что там произойдет. Но с играми я почти не знакома, поэтому, оказалась в противоположной ситуации, и уже я делилась эмоциями с человеком, прошедшим Персону. И это оказалось невероятно интересно, думаю, огромная часть удовольствия от игры была именно из-за этих разговоров ^^.
Всю игру провела на нервах - я очень серьезно все воспринимала и очень старалась. Когда смотришь аниме - то это очень часто тоже напряженно, но, по крайней мере, от смотрящего ничего не зависит. А тут надо следить, чтобы всех хорошо прокачать, чтобы ранений было по-минимуму, чтобы со всеми были хорошие отношения, чтобы все тени уничтожить, чтобы.. omg-что-же-мы-наделали О_О, чтобы мир спасти, в конце концов. У меня же протагонист - лидер, все должно быть идеально. Поэтому, после каждой игры максимум, что я могла - это доползти до кровати и отрубиться Х_Х.
Сначала я была немного ошарашена, сколько всего есть в игре. Разные кафе, караоке, игровые центры, храмы, множество кабинетов в школе.. Первое время я носилась по городу, не зная, с чего начать и что мне делать. В начале я еще читала, что говорят учителя или слушала болтовню безымянных одноклассников, но потом это надоело. На экзаменах и уроках мы с ГГ читтерили ^^"".
Потом, ко всему привыкла, темп игры был довольно неспешный, команда из трех человек (не считая поддержки), школа.. А потом вдруг сюжет закрутился, в команду стали добавляться все новые и новые участники, и как-то внезапно все стало очень серьезно..
очень спойлерная стена текста с артамикстати, предательство Икутсуки меня удивило, особенно при том, что однажды у меня проскочила мысль "хм, а если он тогда работал над тем экспериментом 10 лет назад, не может ли он замышлять что-то плохое..?", но я отклонила ее потому что "да лааадно, разве такое может быть?".
Но обидно. Ребята так старались спасти мир, уничтожали Тени, а в итоге только хуже сделали. Конечно, потом исправили, но.. =__=
И если уж начала вспоминать некоторые моменты из игры - мне стало немного жутко, когда Джина из Стреги сначала не стали убивать, но когда пришли тени - оставили его на съедение. Хотя он сам виноват и я не жалею его (хах, жалеть кого-то из Стреги? да с чего вдруг?), но у меня промелькнула мысль, что если бы кто-то из нашей команды был настолько ранен, что не мог бы сам подняться - его бы оставили? "Конечно, нет!" мне хочется сказать, мне хочется думать. Но мне неприятно от того, что мой голос звучит неуверенно при этом.
Геймплей.
Честно говоря, у меня еще нет такого опыта, чтобы я могла понять плюсы и минусы геймплея. Это вообще в первый раз, когда я использовала систему пошагового боя. Но сами бои показались мне скучными. Обычно, в день я проходила один игровой месяц, при этом, поход на Тартарус занимал одну-две игровые ночи, а реального времени на него уходило... Х___Х. Стратегия боя выработалась очень быстро - узнать слабость врага, ударить в нее, провести All-Out Attack, выиграть. Когда у меня было плохое настроение, я даже не заморачивалась и использовала Mamudoon, просто сметая противников. Вообще, в большинстве случаев получалось так, что моя протагонист всё делала, а остальные просто стояли, смотрели, получали опыт. Наверное, им тоже хотелось поучаствовать, но обычно из-за ГГ это редко получалось >_>. I'm sorry.
Прокачивала я всех персонажей равномерно, чтобы никому не было обидно, но потом поняла, что все равно выделились те, с кем приятнее всего ходить по Тартарусу. Но ГГ-же-лидер-у-нее-не-должно-быть-любимчиков это не влияло на выбор, с кем идти.
Были видны некоторые особенности того, что это все же игра, а не, например, аниме. Например, зачем в башне, где полно врагов, лежат сундуки с конкретным оружием и аммуницией, которое нужно персонажам? Почему там раскиданы кусочки документов, объясняющее произошешее? Но я думаю, что в играх о таком задумываться не положено). Еще забавно, что от правильных ответов в школе повышается Charm, а не Academic. Мне кажется, в нашем мире такое бы не прокатило ^^"".
А еще жаль, что ребята не могут сражаться с тенями все вместе. Очень хотелось, чтобы ГГ могла пригласить не кого-то одного провести время после школы, а так же, всех вместе, толпой. Уж хотя бы группой из четырех человек, как на Тартарусе). Да, иногда не хватало разных опций в игре. Например, мне бы хотелось, чтобы протагонист рассказала о том таинственном мальчике, что она видела и показала документы, которые она находит в башне. Или могла пригласить Мицуру и Айгис на празднование рождества с Фуукой и Юкари ._.
Кстати, не только ГГ влияет на сюжет и всем помогает. Взаимоотношения между сокомандниками - тоже играет очень важную роль. Например, это же Юкари вытащила Мицуру из депрессии.
Интересным ходом стали двери, в которых были первые тени. Сначала я обрадовалась - такая ностальгия). А потом они меня достали. На каждую дверь уходило от часа времени, экипировки на них уходило много, а опыта почти не давали. Да и вообще.. =__=.
Зато игра прекрасно умеет создавать (или лучше сказать нагнетать?) атмосферу. Например в конце уже было такое ощущение, что я сама была настроена уничтожить эту Nyx. Эмоции просто переполняли. Жаль, что в русском языке нет слова, которое полностью передавало значение слова excited. Ведь это именно то, что я чувствовала.
Кстати, у разработчиков очень своеобразное чувство юмора относительно экипировки. Протагонист у меня, например, вместо нагинаты пол игры с разными клюшками бегала. А у Акихико боксерские перчатки в виде игрушек были. И это самое безобидное, на что можно было наткнуться. Некоторые вещи я бы никогда не надела на персонажей =__=
Музыка.
Осты в этот раз очень отличались от привычной мне японской музыки и напоминали мне что-то американское.. Большинство остов - мне не нравились, особенно тот, что играл, когда заходишь к полицейскому, в антиквариант и в аптеку. Но мне понравились некоторые боевые осты, которые замечательно создавали настроение. Кстати о создании настроения - это крайне сильно получилось, когда везде резко поменяли музыку. В особенности, в общежитии, где поставили аранжировку тяжелой и напряженной мелодии, которую до этого включали только в самых трагичных случаях. Общежитие у меня ассоциировалось с каким-то безопасным местом, где у ГГ дом и друзья, но эта музыка просто переворачивала все с ног на голову. И начинать под нее новый игровой день тоже было не очень оптимистично =__=.
И улица. Красивая, но грустная и холодная мелодия. А вокруг все серое, не менее холодное, загрязненное культом. Хотелось бы сказать "хоть из дома не выходи", но там же еще хуже.
А в самом конце еще запущеннее. Ты приходишь в общежитие - и тишина. И никого. What. The. Hell.
Озвучка.
Озвучка в моей версии была английская, но вскоре я ее вырубила, потому что к какому голосу у персонажа вначале привыкнешь - тот и будет казаться настоящим. А так как голос является так же частью образа персонажа и игра была создана в Японии - то и привыкать стоит к японской озвучке. После игры я, кстати, ее послушала, было удивительно заметить сколько знакомых сейю. Надеюсь, я когда-нибудь смогу перепройти на японском.
Графика.
К графике у меня никаких претензий нет, для меня она мало что значит в игре. Мне понравились многие дизайны персонажей, особенно Фууки, Рио и Чидори. А вот дизайн фем!ГГ -внезапно- не понравился). Дизайн многих теней тоже хороший, насколько это возможно, учитывая, что они враги.
Еще поражает, как всего несколько изображений персонажей может выражать столько эмоций и подходить к разным моментам игры. С другой стороны, чувство, что иногда их не хватает, тоже иногда возникало.
Social Link.
Всего я закончила все командные SL (кроме Айгис - не успела), +4 дополнительные: с Рио (Chariot), Майко (Hanged Man), пожилой парой (Hierophant) и Акинари (Sun).
Сначала я хотела побыстрее закончить social links, но уже после первой завершенной (с Фуукой) мне стало очень грустно, что это уже все, конец. Больше ничего, кроме пары фраз не будет. Поэтому, музыка, играющая под конец SL казалась мне очень печальной ._.
Процесс прохождения SL мне невероятно нравился, в отличии от зачисток на Тартарусе. Видимо, с таким подходом, мне в визуальные новеллы надо ==
Но меня раздражало, что когда говоришь с кем-то, выскакивало "так как у вас есть такая-то персона, блаблабла." Эй, я не для прокачки персон с людьми общаюсь >_<
Персонажи.
Персонажи мне понравились, но по-настоящему я прониклась не всеми из команды. Просто понравившихся персонажей много, но действительно зацепивших - наверное, только четверо. Частично это объяснялось тем, что у меня был период в игре, в котором меня раздражало абсолютно всё и любое неаккуратное высказывание действовало мне на нервы. К некоторым персонажам сначала было очень хорошее отношение, но в какой-то момент что-то происходило, когда это отношение переставало быть таким же и не могло стать прежним. (broken SL - gamer version).
Хотя я признаю, что придиралась по пустякам, ощущения от этого не меняются. Для меня очень новый опыт, когда я не могу объяснить, почему у меня то или иное отношение к некоторым персонажам. Мне это не нравится и я думаю, что мне стоит переиграть, чтобы разобраться. А еще о многих сложилось неверное первое впечатление, которое потом менялось. Это было интересно.
Протагонист. Я выбрала фем протагониста уже хотя бы потому, что слишком мало главных героев девушек в аниме и играх. Имеется в виду в сёнэнах. Кроме того, я заранее знала, что для сюжета нужно выбирать только фемГГ. А потом еще оказалось, что только она может по-настоящему стать важным человеком для каждого из команды (в отличии от male!протагониста, который из SEES только с девушками дружит и даже собаку игнорит =__=).
ГГ в некоторых местах меня просто убивала. Ну как можно спокойно пройти по улице мимо гробов, а потом еще и согласиться подписать непонятный контракт с неизвестным мальчиком? Не зря о ней беспокоятся.
Протагонист не Мери Сью (потому что это слово несет в себе негативных оттенок), но близка к идеалу. Она прекрасный лидер, замечательно учится, состоит в нескольких клубах.. Находит время, чтобы поиграть с одиноким ребенком, посетить потерявшую сына пожилую пару, поговорить с болеющим молодым человеком.. это не говоря уже о том, что она уделяет внимание каждому из команды и регулярно сражается с тенями.
Сначала я долго не могла привыкнуть к ГГ (скорее всего потому, что у нас разные характеры), но сейчас она мне кажется самой лучшей и на других протагонистов, включая ГГ из 4 части, я смотрю с мыслью "бубубу, а моя фем протагонист все равно круче =__=". Но если в 4 Персону я еще собираюсь играть, то переигрывать третью часть буду только фем!ГГ.
Кстати, мне нравится идея, что она не просто копия male!ГГ с другим полом, но совершенно другой, самостоятельный персонаж.
Юкари. Мне редко встречаются девушки, которые именно девушки, читающие журналы о моде, сёдзе-мангу, рассуждающие о парнях и будущем замужестве, но при этом участвующие в сражениях. Я немного не поняла, почему она как-то плохо сначала относилась к Митсуру. Но когда Юкари старалась выяснить, что она скрывает, то мне стало обидно за ГГ, потому что Фууку посвятили в этот план, а протагониста - нет. (Ей не доверяют ._.?) В этой ситуации я не считала, что Митсуру как-то виновата, она не несет ответственности за то, что сделал её дед. Хотя, ок, я ошибалась, потому как и сама Митсуру в своей SL признала, что сначала всех использовала.
И все равно, мне было как-то параллельно, откуда взялись эти Тени и из-за кого, главное, что они есть и их надо уничтожить. ок, не надо было. но тогда этого никто из команды не знал.
SL с Юкари у меня шла туго, потому что я сразу решила говорить не то, что персонажам понравится, а то, что я считаю правильным сказать. Никакого подхалимства ради прокачки SL. Что касается боевых навыков.. тут все хорошо описывается одним артом)
Митсуру. Меня немного расстроило, что надо быть гением, чтобы появилась возможность подружиться с Митсуру. Даже просто умные люди идут лесом ._. Но при этом я очень рада, что стала развивать ее SL, потому что ГГ действительно очень сильно помогла Митсуру. А еще по одному из любимых аниме мне знакомы персонажи, которые в силу своей богатости не знакомы с жизнью обычных людей, поэтому, Митсуру частично напоминала мне о них).
Джунпей. Редкий персонаж, который мне понравился, даже не смотря на пошлые шутки. Хотя они доставали =__=. Но при раскрытии SL меня очень тронуло, как он заботится о ГГ, и при этом не проявляет никакого романтического интереса (еееей!!!11). Хотя, ему не помешало бы обращать поменьше внимания на пол ГГ >_<.
Джунпей меня очень расстроил, когда накричал на протагониста, обвиняя ее в приближающемся the Fall. Эй, а как же все эти разговоры во время SL - уже все забылось? Я могла ожидать такого от Юкари, например, но никак не от него. И не в такой форме. И хотя понимаю, что это все на нервах было, и он потом извинился еще, - осадок остался =_=.
Акихико. Сначала, Акихико и Митсуру напоминали мне родителей ГГ - такие суровые, серьезные, строгие, но внимательные к протагонисту. И если с Митсуру часть подобного ощущения осталось, то к Акихико со временем изменилось. Опять же, вначале мне было жалко его фанаток, почему-то. Сейчас я не могу понять ход своих мыслей тогда, потому что это чувство очень быстро прошло, как только ГГ испугалась пойти с Акихико домой как раз из-за этих фанаток. Это был, возможно, единственный раз, когда я разозлилась и мысленно отругала ГГ ("да ты таких монстров уничтожаешь, а стайку каких-то девчонок испугалась?! да как тебе не стыдно! Как можно беспокоиться из-за взглядов других людей?! >_<".
Акихико мне очень понравился и заканчивать его SL было особенно грустно.
Кстати, забавно, как Акихико с таким строгим взглядом спрашивает, когда ГГ возвращается в общежитие "...where have you been?" только кажется, в японской версии этого нет
Фуука. Фуука очень милая, я сразу подумала, что не надо было тянуть, перед тем, как звать ее в команду. И так здорово, что она даже музыку в Тартарусе может менять). Ее SL я закончила первой, потому что мне очень нравилось проводить время в кулинарном клубе). Но потом что-то пошло немного не так.
Очень запомнилась одна фраза, сказанная Фуукой: "The internet isn't just for information anymore. It's become an important tool for communication. Every day, all around the world, people are making new friends... ...and keeping in touch with the old ones. Please remember that next time you go online"
Айгис. Айгис хорошая, но.. я чувствую отторжение. Я не могу это объяснить. Возможно, потому что она единственная из команды, с кем я не успела довести SL до конца и, поэтому, не совсем понимаю ее, или же из-за ее поведения в FES, или ее зацикленность на ГГ, или еще по какой-то причине.. я не знаю.
Кен. Как бы он не старался, он все равно выглядит для меня ребенком. Потому что взрослые обычно не пытаются всем вокруг доказать, что они взрослые и не стесняются читать мангу. Хотя, судя по некоторым возможностям внутриигровых отношений с Кеном, он слишком быстро взрослеет =__=
Что касается боя.. я понимаю Юкари, она в клубе стрельбы из лука. Понимаю Джунпея, он мечем машет, особо не задумываясь. Понимаю Акихико, он занимается боксом. Но откуда у Кена такое знание копья?
Коромару. Собачка в команде *_____*. да еще и с крылышками *___* когда Коромару показали еще в первый раз, то у меня сразу было "давайте-возьмем-его-к-себе!!!!11", но я и представить не могла, что он и правда будет сражаться с нами в команде *__*. ideal dog. Я безумно рада, что Коромару - не просто милая декорация, как обычно бывают животные в играх\аниме, а такой же важный участник команды, как и все остальные.
Шинджиро. Я была наслышана о нем еще перед игрой и уже заранее знала, что он просто не может оказаться плохим. Но когда его увидела, то была слегка в шоке, я и представить не могла, что тот парень, который заходил в больницу к Акихико - это тот самый Шинджиро. У меня уже успел выстроиться определенный образ в голове, который совсем не совпадал с тем, что было на самом деле)). Но это ощущение довольно быстро прошло, как только я начала развивать SL с ним. Очень редко можно встретить персонажа, который заботится о своих сокомандниках настолько, что даже беспокоится, едят ли они здоровую пищу. И при этом еще и скрывает свое беспокойство. Шинджиро замечательный.
А да, и о боевом стиле. он.. эм.. действительно необычен о_о.
Рёджи. Сначала, он показался мне внешне похожим на Кастера из Фейта. Это впечатление вскоре ушло, но вот приставания Рёджи к ГГ и другим девушкам меня совсем не радовали. Точнее, даже настолько раздражали, что я не стала развивать SL с ним. А еще я думала, что не зря Айгис называет его "опасным". Но когда история раскрылась, мне стало его жаль. Он хотел пожить веселой жизнью, уже подружился с Джунпеем, но ему суждено было стать монстром. И нет никакой возможности этого избежать. Даже представить не могу, что он чувствовал.
Тео. Первое впечатление о нем у меня было довольно странное и я не ожидала, что Тео еще как-то раскроется. Но выполняя квесты-экскурсии по городу, была приятно удивлена, что даже у supporting character есть продуманный характер. Правда, первые квесты обычно проходили не очень удачно, выбранные мной опции диалога его обычно расстраивали или сердили. Но я считаю, что лучше говорить правду, а не поддерживать чьи-то ошибочные идеи о мире.
Наверное, Тео добрый? Он же не просто так просил покормить котика и полить цветы. по крайней мере, я этих квестов всю игру ждала, ходила вокруг этого котика с цветами и не знала, что сделать >>_<<, поэтому, была очень благодарна Тео, что наконец-то смогла их выполнить.
Учитывая, что Элизабет пошла спасать male!ГГ, я верю, что и Тео пойдет спасать фем!протагониста. За это ему отдельное спасибо. _________________________________________________________
В целом, сюжет мне понравился, неожиданный, захватывающий - особенно это было заметно, когда в десять часов утра после "ночной игровой смены" у меня продолжалось "ну еще чуть-чуть.. и спать". Еще меня поразило, насколько длинная игра. Я провела за ней больше 100 часов, что примерно равняется аниме в 250
серий. Так привыкла к Персоне, ходила туда, как на работу. И знаете, это самая прекрасная работа, которая у меня когда-либо была))
Но при ознакомлении с фандомом оказалось, что некоторые вещи слишком.. взрослые для меня. *культурный-шок-культурный-шок-культурный-шок*. и хотя в игре мне ничего такого не попадалось, все равно это угнетает =__=
Кроме того, философия мира.. немного не моя. Некоторые решения, к которым приходили персонажи, меня расстраивали, что, правда, было чисто из-за моих очень своеобразных тараканов в голове. Или решение, к которому пришли все в продолжении Persona 3 FES - у меня осталось неприятное ощущение после этого. Наверное, из-за того, что все смирились и так и оставили протагониста там. Слишком быстро сдались.. В конце концов, Элизабет же пошла Протагониста спасать, почему же тогда они отказались от этой идеи..
Итог: за игрой было проведено много прекрасных часов, нашлись новые интересные мысли. Буду играть еще раз.