Persona 2 (ペルソナ2Innocent Sin, Eternal Punishment Долго не могла засесть за написание. Почему-то сразу возникло столько дел, настолько важных и неотложных, что я сделала даже те, которые откладывала неделями. Надеюсь, впечатления не успели затеряться.
Сразу хотелось бы сказать, что разработчики проделали огромную и замечательную работу после первой Персоны - геймплей уже не такой ужасный, сюжет сильнее, характеры персонажей не картонные, а очень даже проработанные. Персона 2, на мой взгляд, во всем выгодно отличается от первой части, что очень порадовало.
Геймплей. Лично я играла в IS - undub на PS, EP - тоже на PS, но уже без undub.
Да, у нас снова пошаговые бои и лабиринты. А что еще можно было ждать? Но! Враги уже не попадаются через каждый шаг, а да и локации к концу совсем простые стали. Это огромный плюс. Все еще действует система переговоров с демонами. Не знаю кого как, а меня она скорее напрягает - ведь если можно решить дело мирно, зачем убивать? Но к сожалению, за переговоры опыта не дают, так что, там жестокость продиктована геймплеем ._.
Понравилась возможность кормить персонажей перед битвами. А в IS по фразам, когда они становятся голодными, можно было узнать о вкусовых предпочтениях).
Ост и графика. Про графику ничего особо не могу сказать, но было ощущение, что цвета использованы немного "грязные". Портреты персонажей отрисованы замечательно.
Ост средний. Есть приятные мелодии, но ничем не заслушивалась. То, что в Вельветовой Комнате играла разная музыка вызвало что-то вроде шока. Выходила-входила в нее, пока не начинала играть "правильная", а потом только занималась персонами и прочим.
Но опенинг EP *__*.
стена текста. проспойлерено все, что можно проспойлеритьПерсонажи.
Меня ужасно обрадовало, что по крайней мере по началу, играбельных женских персонажей было больше, чем мужских. Ну хоть где-то!
Тацуя. В IS я слабо чувствовала его характер, Тацуя оказался ну просто удивительно молчаливым протагонистом. Добил случай, когда надо было попросить детей уйти из горящей комнаты на крышу, а Тацуя выдал свое коронное: "..............". Но его удивительным образом поняли по взгляду. Честно говоря, мне не понятная логика, что будто игроку будет легче ассоциировать себя с протагонистом, если он будет молчать. Лично у меня это вызывает скорее недоумение, чем чувство чего-то общего.
В EP Тацуя наконец-то разговорился, только вот его слова прибавляли все больше и больше анста к сюжету. В EP я постоянно недопонимала Тацую, так как не знала полной ситуации. Сначала удивляло, что он так холоден к брату, потом - что он постоянно винил себя, хотя ни в чем не виноват.. Хотя, что касается последнего - я до сих пор считаю, что Тацуя ничего плохого не сделал и никаких "грехов" не должен искуплять. Он не виноват, что тоже человек, со своими страхами и срывами. Агггр, дайте возможность врезать Филемону еще раз. Какого черта он заставил проходить ребят через все это? Пусть сам бы разбирался с этим Ньярлатхотепом.
Эйкичи. Я очень удивилась, что у него аркана Death, а не Magician. Ну ведь так похоже же). Эйкичи очень интересный персонаж, с развитием характера. Удивили правила, за которыми он следил в своей школе - например, чтобы никто не курил. Такая забота о здоровье). Мне нравится, что в Эйкичи гармонично сочетается вроде бы несочетаемое. Очень яркий персонаж.
Лиза. Наверное, меня никогда так не раздражала манера речи персонажа, но от "Keh he " Лизы я уже начинала дергаться и перед каждой битвой думала: "Лиза, пожалуйста, молчи." Но Лиза мне не очень нравилась и по характеру - я не люблю влюбленных девушек такого типа, в большинстве случаев не сходилась с ней во мнениях, да и в целом, она оставила отталкивающее впечатление.
Майя. Первое впечатление еще до начала игры - что за странная одежда? о_о. Но не считая этого первого удивления, Майя быстро стала моим любимым персонажем в IS. Особенно меня поразил ее непрошибаемый оптимизм в лабиринте-бункере. Уметь так всех подбадривать.. это очень классно ^^ Хм.. мне кажется,что такая черта есть и у fem!ГГ из P3.)
А какая у нее замечательная комната! И это не сарказм - я просто чувствую много общего с кхм.. порядком в моей комнате. А то как не покажут комнаты персонажей - у всех ну просто идеальная чистота =__=.
Но в EP Майя стала протагонистом, и ценой за это стала потеря ее личности. Честно говоря, я с трудом чувствовала в ней персонажа и исчезновение ее реплик неплохо добавило к общей унылости прохождения EP.
Юкино. В первой Персоне, я очень хотела, чтобы именно Юкино была у нас в команде, но не получилось. Было неожиданно, встретить её во второй Персоне, но я была рада. Мне кажется, она изменилась, но все равно была источником здравого смысла в команде, а такие персонажи всегда нужны.
Джун. Когда в самом начале игры Майя сказала, что Джокер, наверно, не хочет зла и очень одинок, я очень скептично к этому отнеслась. "Ну да конечно, Джокер такое от большой доброты делает =_=", поэтому, заранее настроилась не поддаваться, когда начнут давить на жалость.
После того, как показали уже именно Джуна, моя решимость.. дала огромную трещину.. уже через минуту =___=. Нет, потом какое-то время я еще старалась недоверчиво и холодно к нему относиться, но внутри уже понимала, что это уже бесполезно и только из чистого упрямства.
Я даже смирилась с вытеснением Юкино из команды, хотя мне этого очень не хотелось. Когда она передавала персону, хотелось бы ей как-нибудь намекнуть, что у нас в запасе и их еще штук десять - пусть берет любую и остается.
_____
Если в IS почти все персонажи меня радовали, то в EP была абсолютно зеркальная ситуация. Несколько иронично, учитывая сюжет. Персонажей EP можно в целом описать как "кто-эти-все-люди-они-такие-взрослые-и-мне-не-нравятся-верните-Эйкичи-Юкино-и-Джуна".
Улала. Еще с IS Улала оставила у меня неприятное впечатление. Так беспокоиться из-за замужества.. мне это трудно понять и вызывает что-то близкое к отвращению. Но я искренне была удивлена, что Улала просила Джокера убить Майю, я такого не ожидала. Хотя и конкретно тот случай на мое отношение не повлиял, и к концу игры Улала мне так и не понравилась.
Кацуя. Тут могу начать так же - еще с IS Кацуя мне не понравился). Но в отличии от Улалы, в EP Кацуя оказался совершенно другим. В IS он был очень строгим и суровым, отчитывал Тацую и мне не было видно, что он и правда за него волнуется. В EP ситуация изменилась - возможно из-за долгого отсутствия Тацуи, Кацуя стал мягче к нему относиться, стал вести себя как настоящий старший брат. И это не может не вызвать у меня уважение. Со временем Кацуя стал единственным персонажем EP, которому я симпатизировала. После непонятной Улалы и не очень дружелюбного Баофу, хотя бы Кацуя создавал хотя бы какое-то ощущение команды, что помогало мне хоть немного вникать в сюжет, а не только скучать по IS. Правда, иногда на меня нападало плохое настроение по типу "мы-ни-с-кем-не-будем-разговаривать-кроме-Кацуи =_=", хотя это было редко и до присоединения Тацуи к команде.
Баофу. Я немного волновалась, что он плохо повлияет на Тацую. В том плане, что Тацуя ну слишком часто интересовался, а помогает ли взрослым алкоголь, а Баофу давал такие ответы.. Я честно не хотела, чтобы Тацуя потом всю жизнь пытался забыться в алкоголе. Правда тогда я еще и подумать не могла, что ждет его потом.
С Баофу у меня тоже не сложилось с симпатией. Совершенно не мой тип персонажа. Тут как и с Улалой могу сказать, что он слишком взрослый для моего восприятия. Взрослые разговоры, взрослая логика и мышление.. Плюс сложночитаемые эмоции, почти постоянная странная улыбка и некоторая жесткость.. Плюс методы - шантаж, прослушивание. Во многом противоположные моим ценности. Я понимаю, что прошлое сыграло большую роль, но это не достаточно для того, чтобы персонаж мне понравился.
И еще хотелось написать пару строк о Окамуре, которая professor Ideal из IS. С самого первого появления она вызывала у меня ужасное раздражение, причем всем - тем что она говорила, как она выглядела и даже какая музыка играла при ее появлении. Я не люблю такую необъективную неприязнь и все время убеждала себя, что так нельзя. И в конце - такое.. Сейчас я только жалею, что потом не показали её мучительную смерть.
Сюжет.
Persona 2 - это замечательный пример, когда сиквел - это не есть хорошо. Вообще. Ни капли. Лучше бы его не было.
В IS остается надежда. Вот, все персонажи, живые и счастливые, неожиданно встречаются в одном месте. И не просто проходят мимо, а останавливаются. Такой открытый финал, при котором считать, что потом будет что-то плохое, мне бы показалось как минимум странным.
Но, вот вам EP. Они таки прошли мимо. Не вспомнили. Я очень плохо перенесла смену главных персонажей в Персоне. Мне было сложно принять, что те, кто раньше были нашей командой, теперь на задворках сюжета. Я знала, что в EP будут другая команда, но надеялась, что это временно. Они же должны были вспомнить. После и перед каждой миссией, мы снова и снова шли к храму, разговаривать с Эйкичи, Лизой и Джуном. Бесполезное занятие с точки зрения геймплея, но мне хотелось верить, что это что-то изменит.
Да, возможно, они и не хотели сражаться, но что может быть хуже, когда даже не предоставлено выбора? Когда друзья проходят через новые и новые битвы, а ты никак не можешь помочь, повлиять на ситуацию. И даже не помнишь, что это твои друзья. Blissful ignorance.. То, против чего сражались ребята из P4, бэд энд в P3, и неизбежная реальность в P2.
Мне было от этого так грустно, что я даже сама не понимала, почему так сильно задело. По идее, мне не настолько понравились персонажи, но все равно все время не оставляло чувство, что это все не правильно, что все должно быть не так..
Но игре этого мало. Дальше - хуже. Они не просто не могли вспомнить, они даже не имели права на это. Еще хуже? Пожалуйста. Прибавим Тацую, изгложенного чувством вины, с этой ужасной отметкой на руке, которому пришлось в одиночку столько вынести. И да, можно еще хуже. Финал это очень хорошо проиллюстрировал.
Ведь самое ужасное, что ребята не изменили судьбу своего мира, а просто создали новый. И лично им это ничем не поможет. Я не верила в это до самого конца. Ведь создавалось такое впечатление, что персонажи в EP как будто учли те уроки, и сохранили те достижения, что они получили в IS - Эйкичи был с Мияби, у Джуна наладились отношения с родителями.. Почему все это произошло, если они только отменили свою встречу у храма? И дежа вю у других людей.. все выглядело так, что все уже пережили эти события, но произошел "откат" назад, поэтому воспоминания сохранились глубоко внутри. Это же так логично. Я была уверена, что это так, вплоть до финала.
Мм.. надо попробовать перевести тему на что-то более позитивное.. Например, P2 EP совершенно непринужденно и незаморачиваясь перечеркнула одну из самых важных мыслей и часть концовки P1. Конечно, можно сказать, что это все виноваты слухи и все такое, но все равно остался неприятный осадок. Кстати, персонажи из P1 ну очень изменились внешне, в основном не в самую лучшую сторону. И странно, что двоих не показали. Хотя Кей (от же Нейт) - вызывает больше симпатий, чем в P1. Избавился от своего "пожертвовать меньшим ради большего".
Кстати о слухах. Мне даже подумать жутко, сколько жизней они покалечили, особенно если учесть, насколько злобные и завистливые люди и какие мерзости они говорят о других.
Еще о жутком - это взросление, которое так красочно представлено в EP. Это настолько.. hopeless.. Как Кацуя, например, при контакте с демонами, выпивая с Улалой и Баофой говорит "I'm a cop.. Yeah, I'm a cop. But I really wanted to be something else!!" - сначала эти слова не воспринимаются очень серьезно. Но все становится по-другому, когда раскрываются некоторые моменты из прошлого. И от этого так неприятно.
EP явно не для меня.
Итог. Хорошая и интересная игра, но в силу сюжета, принесла мне больше отрицательных эмоций, чем положительных.