Спойлеры по всем ключевым моментам сюжета, которые однозначно испортят прохождение. Если вы еще не играли в Транзистор, то лучше прочитать обзор здесь.Сначала, когда я смотрела трейлер, то не почувствовала хоть малейшего интереса к игре. Не понравился сеттинг, а персонажи показались очень далекими от меня. Тогда я совсем не представляла, насколько ошибалась. Транзистор - это непередаваемо красивая и печальная игра. Серьезно, я долгое время удивлялась, как можно было создать
такую игру. Невероятная атмосфера и такое огромное количество мельчайших деталей. Там прекрасно все, и искры от меча, и даже звуки шагов.
Несмотря на события игры, постоянно можно было встретить какие-то милые или забавные мелочи, что не давало превращаться Транзистору в что-то сплошное heartbreaking. Такого очень много, но мне особенно понравилось, что после нескольких предупреждений overkill!! высвечивается: "DO YOU EVEN READ". Или >raiting algorithm:?, "объясняющий" логику оценивания прыжков. Из милоты.. оу, там слишком много для цитирования. Вставлю только одну фразу друга Ред, которую заранее сохранила (обычно я была слишком увлечена, чтобы что-то выписывать). На Goldwalk, когда прыгаешь в одуванчиках: "
Can't catch me! Yes you can. This is kind of fun. Think we could learn to fly?" Ну мимими же.
читать дальшеК сожалению, во время прохождения я очень спешила. У меня такое бывает, когда хочется узнать, что будет дальше и это гонит вперед. При повторном прохождении (а оно было почти сразу) я играла по 2-3 часа в день, но это оказалось еще хуже, потому что терпеть не могу прерываться, когда только прочувствуешь атмосферу.
Если описывать Транзистор вкратце, то для меня это *feels* *feels* *feels*. Иногда даже было ощущение, что сюжет просто играет на чувствах, знает, где какие слова подобрать или что сделать, чтобы сильнее задело что-то внутри. Не могу сказать, что мне понравилось это, но происходящим однозначно проникаешься и это все же плюс.
И этот момент.
"Do not turn left. ... Hi. You turned left."
Или концовка, первое впечатление от которой - "WTF?!".
И самое главное - персонажи. Их неклишированность и "настоящесть". И взаимоотношения между главными героями. Мне в последнее время не везет на эту тему, почти везде персонажи друзья или команда только во время каких-то неприятностей. А они потом забывают друг друга и расходятся своими дорогами. Но в Транзисторе явно не тот случай, и мне было удивительно видеть такую искренность, эмоциональность и настоящую привязанность. Как им вообще удавалось так понимать друг друга?
Поэтому, мне очень хотелось, чтобы с ними не случилось ничего плохого. Когда появился the Spine у меня возникло подозрение, что игра движется к концу, и я очень беспокоилась, что все может закончиться так. Что именно я понимала под "так" не совсем осознаю даже я. Скорее любой трагичный конец.
Возвращаясь к самой концовке. Я считаю, что её можно назвать хорошей. Да, это было, мягко говоря, неожиданно. И хотя не могла поверить, что это простое самоубийство, все равно было очень тревожно. Я видела много отзывов, где Ред называли слабой, эгоистичной и прочее, но смысл возвращать город, в котором никого нет? Тем более, если считать, что место внутри транзистора и the Country разные, то если бы Ред не сделала такой выбор, то была бы огромная вероятность, что она бы так и не увидела своего друга - из транзистора же нет выхода, а она бы попала в the Country. Я не считаю её действия счетами с жизнью - это был ужасный, но единственный способ оказаться рядом с человеком, который ей очень дорог.
Кстати, когда подходишь к месту где растет что-то вроде одуванчиков, то друг Ред говорит "Ugh. Fertile ground." Судя по всему, ему оно не очень нравится, а внутри Транзистора же всё вокруг сплошная fertile ground. Мелочь, конечно, но все равно немного жаль. Надеюсь, я описала самую большую проблему места внутри транзистора.
Ост.
Знаете, это просто надо слышать. Про то, насколько сильная музыка в транзисторе пишет, наверное, каждый и она действительно этого заслуживает. Даже дело не в том, насколько он качественный, но в том, сколько эмоций вызывает (я уже говорила про *feels*?). Но несмотря на то, что ост действительно прекрасен, я не могу слушать его отдельно. Он настолько прочно ассоциируется у меня с игрой, что кажется неотъемлемой частью в буквальном смысле слова. Когда слушала на плеере, не отпускало ощущение, что что-то не то, чего-то не хватает.
Немного странным показался ост финальной битвы. Красивый, но какой-то безмятежный.
Геймплей.
Транзистор иногда и правда напоминал Бастион, но только общими штрихами, несмотря на сходства - это совершенно разные истории. Боевая система мне показалась удачной, хотя сначала выглядела очень запутанной. Но мой темп прохождения тоже на это влиял - я не могла просто остановиться и вникнуть во все. Сама по себе игра очень легкая, но при этом все равно было интересно. Мне кажется хорошей идеей, что использование различных атак награждается в виде дополнительной информации о персонажах. Жаль только, что так как они прямо в сюжете не появлялись, то интереса их профайлы не вызвали. Хотя, потом я все же нагуглила, но не из любопытства, а чтобы найти подтверждения/опровержения различных теорий.
С напряжением ожидала внутриирговых выборов, но очень рада, что не было чего-то подобного. Что меня действительно напрягает, так это recursion mode. Я очень долгое время смотрела на экран, где был этот вариант и "exit to shell", потому что мне показалось, а вдруг оно на что-то повлияет. И зная слово recursion, ни на что хорошее оно повлиять не могло. Когда зашла в игру после прохождения, а там последняя сцена в красных тонах и с помехами, у меня даже мурашки пробежали. Не-не-не, нафиг ваше recursion, там все закончилось хоть немного хорошо и точка.
А, и еще это. Еще один пример, как важны детали. От этого "thank you for using the Transistor", которое как будто обращено прямо к игроку, стало несколько.. неуютно. Как в разной крипипасте, когда игра вдруг начинает общаться с игроком. Но плюс много к реалистичности.
Из минусов Транзистора: система сохранения + невозможность вернуться на предыдущую локацию. Из-за этого я волновалась, что что-то пропущу, а вернуться уже не смогу - не всегда было очевидно, где выход, а где какой-то уголок с сюжетной деталью. Один раз я точно ошиблась и неуслышанные пару строк диалога меня очень расстроили. Да и потом хотелось увидеть какие-то вещи еще раз, или что-то проверить для теорий. И да, очень бы хотелось, чтобы у всех персонажей были официальные имена =__=. Я понимаю, что это часть атмосферы, но очень сложно о ком-то говорить, когда имя не известно.
Графика.
Из-за цветов и эффектов графика иногда кажется волшебной. Прекрасно продуманные локации, которые кажутся реально существующими из-за количества деталей и архитектуры районов. Веришь, что люди действительно голосовали, выбирали и в конце концов город стал таким, каким мы его видели.
Но помимо графики, я прониклась анимацией движений. Хотя, это относится в основном к Ред, и является частью характера, но я не думала, что в движениями можно передать столько эмоций. То, как она обнимает свой меч is just.. I don't even have words.
Персонажи.
Ред. В начале я писала, что до игры Ред не очень вдохновляла меня как главный герой. Как бы сказать.. я не совсем понимаю знаменитых людей. Не понимаю, что привлекает их в выступлениях перед публикой, как им удается нормально жить, когда обращено огромное количество внимания, как им получается находить людей, которым можно доверять, а не которые просто хотят какой-то выгоды. Этого я не знаю и сейчас, но после прохождения было бы очень сложно относиться к Ред плохо. Она очень сильный человек. Иногда пишут, что должно быть, Ред была в сильной депрессии, так как писала такие песни. Я с этим не соглашусь. Во первых, мы знакомы не со всеми ее композициями, а только с теми, которые подходили моменту. А моменты, как все помнят, были не самые приятные. Но даже у Paper Boats уже совсем другое настроение. Во вторых, в эндинге, где флешбековые арты, Ред выглядела.. ну совсем не в депрессии.
Mr. Nobody. Вот честно, это невероятный человек. Меня бесконечно удивляет, как в такой ситуации можно было не только оставаться спокойным, но еще и постоянно поддерживать Ред. И еще и шутить над происходящим при этом. НапримерНапример: "I swear, this day. Get myself killed, now the pennant game's canceled."" Не самый удачный случай для сравнения, но, если честно, мне его положение кажется даже хуже, чем у Ред. Потому что может быть ужаснее, когда видишь, как близкому человеку приходится сражаться, как его ранят, но ничего. не можешь. сделать.
Сибил. Мне очень сложно понять логику и мотивацию Сибил. Большинство говорит, что она любила Ред, но что она потом ожидала, если бы правда была влюблена? что Ред потом бросится к ней на шею и скажет спасибо за кхм.. "спасение"? В любом случае, мне трудно представить, что можно до такой степени плевать на чувства "любимого" человека. Это что угодно, но не любовь. Поэтому, действия Сибил я не могу понять.
И насколько же подлым существом надо быть, чтобы быть 100% уверенным, что человек пожертвует собой и использовать это для его убийства. Сибил отвратительна.
Камерата. Все эти попытки пожалеть Камерату выглядят так.. хах... умилительно. Бедные-несчастные, они же хотели как лучше для города.. и поэтому хладнокровно убивали его жителей. И они не планировали ничего плохого (..всего лишь быть у власти и делать, как им нравится).
Нет, правда, что это за оправдание такое - "им не нравилось, что город меняется, поэтому они с помощью многочисленных убийств решили сделать по своему". И это кто-то предлагает пожалеть? И еще важный момент. Камерата ни разу не раскаялась в том, что лишила кого-то жизни. Аппокалипсис - да, выбил их из колеи, но убийства при этом - как сказал Ашер - "it was nothing personal, you know".
Я не могу понять трагедии постоянных изменений. Хотя, возможно, для людей с очень нестабильной психикой (а Ройс мне точно кажется тронутым), оно послужило что-то вроде катализатора их болезни. Но сами жители любили свой город.
Немного отдельно о Ройсе. Как же меня раздражала его манера речи и этот его телевизор. Непередаваемо просто х___х.
А еще мне хотелось бы узнать, что случилось с кошкой Ашера и Луной. Хотя, учитывая, что кошка была в последний раз замечена в комнате, где совершил самоубийство ее хозяин, а Луна - в той странной двери, я сомневаюсь, что их ждало что-то хотя бы не плохое.. ________
А теории пойдут отдельным постом. я немного прикинула - там даже если не много писать, то все равно очень долго.
Реиграбельность: очень высокая. Думаю, что обязательно захочется перепройти в третий раз.
Итог. Must play.