Сильные спойлеры спрятаны с предупреждением под катом. Пожалуйста, не лезьте в них, даже если знаете, кто предатель и что-то про вельветовую комнату.
Persona 5 - яркая, стильная, броская. Но, кроме визуального стиля, не лучшая в серии. И тем более не прорывная для жанра JRPG.
Сюжет, персонажи? Просто повторение своих же игр в упрощённом варианте. Иронично, учитывая, что игра не раз говорит, что копия не может превзойти оригинал.
Мальчик и девочка, которые постоянно грызутся, в качестве первых сокомандников? Здорово, но это уже в 3 раз. (С какой-то стороны даже в четвёртый).
История Хару? Копия Мицуру. Макото? Упс, опять Мицуру.
"Прин-детектив"? Ну ребят, повторяя концепт 4 части, хоть прозвище не копируйте.
Предательство? Да это же спойлерАдачи номер два, включая выражение лица.
Подозрения, что с игрой что-то не так возникают рано. Первое впечатлениеОни ругали первого злодея за то, как он относится к девушкам и как видит Анн - объектом, чтобы желательно переспать или хотя бы попялиться. "Это плохо" - говорит игра. "Девушки - не вещи, и существуют не для удовлетворения чьих-то фантазий".
И в этот же момент показывают боевой костюм Анн: латексный и обтягивающий, с вырезом на груди. И ломают позвоночник в каждой "боевой" позе, чтобы игрокам было удобнее смотреть на её фигуру.
Если датчики лицемерия ещё не зашкаливают, то большая часть анимированных сцен не сюжетные, а чтобы показать бельё сокомандниц или мокрую, прилипшую одежду. А "юмор" не раз возвращается к тому, что Анн нужно раздеться ради миссии. Ей явно некомфортно. Но персонажам это кажется нормальным, а у ГГ есть реплики только поддержать. А, ещё они пытаются подглядеть ей под юбку, когда она засыпает. "Ачётакова"? Как минимум все те истории, когда девушек насилуют, если они заснули у друзей. То, что даже "хорошие пероснажи" не могут усмирить свои желания, когда она не может защитить себя - как бы напрягает.
И да, они перестают только когда Анн просыпается и отгоняет их.
Потом стало раздражать, как игра подлизывается к игрокам-подросткам. "Ах, взрослые такие ужасные!" "Да, взрослые во всём виноваты!" "давайте покажем этим мерзким взрослым!". На 100500 раз эта тема напоминает заевшую пластинку.
...и подростки правда так говорят? =_= потому что мне казалось, что подростки считают себя взрослыми - а не противопоставляют их себе. Особнно в старшей школе.
Repeat, repeat, repeatRepeat, repeat, repeat.
Игра шаблонна и повторяет даже саму себя.
Основной сюжет: злодейский злодей -> новый сокомандник, который с ним связан -> проблема, из-за которой нужно победить злодея к определённому дню. Повторить много раз.
Confidants: начало дружбы -> проблема магически подсильная только фантомному вору -> хэппи энд -> персонаж догадывается, кто ГГ, но обещает хранить секрет. Какой чудесный ГГ, разрешает все проблемы.
Если девушка, то на 9 ранке, каждая вдруг делает признание. Без особой реакции на отказ. Это просто шаблон, под который прогоняют всех, не задумываясь о характере. Сравните с P3P. Кто-то признается только после определённых ответов и обидится на отказ. Кто-то расскажет о чувствах в любом случае, но спокойно примет "нет". Кто-то будет молчать, пока не признаться ему. А кто-то откажет даже после признания - потому что не со всеми возможны романтические линии. И так и происходит в жизни! Даже в самого прекрасного человека не будут влюбляться все люди противоположного пола.
Героические поступки фантомных воров. Или нетКоманда ГГ гордятся, что они-то делают правильное дело, и раз людей не убивают - то всё норм. Технически - они не убивали. Но после их вмешательства, личность человека исчезала. Оставалось только сломанная оболочка, которая вела себя так, как команде нужно.
Хочу обратить внимание на ещё одну вещь. В каноне сказали, что если Тень отдаст сокровище, то у человека не будет стремлений, и тогда он станет хорошим и во всём раскается.
Но так ли это работает?
Если отобрать у человека все стремления, ему должно стать всё безразлично. Ранил кого-то? Убил? Плевать.
Нет желаний включает и "нет желания делать хорошие вещи". Причём обратите внимание. Хорошее - это субъективный термин и его можно понять по-разному. Например, помогать людям (рациональная польза), а не сдаваться в полицию (в тюрьме ничего не сделать). Человек с низкой самооценкой и без стремлений мог решить себя убить.
Но все злодеи действовали под копирку и так, как хотела от них команда.
Поэтому я думаю, что кража желания не делала злодеев "правильными". Команда, побеждала внутренние барьеры психики и перестраивала её под свои нужды. Впечатывали свои желания в самую глубь личности.
Эту теорию подтверждает история Сае. Команда не хотела от неё признания. Они хотели, чтобы Сае внимательно расследовала дело ГГ. Поэтому у Сае и не было пресс-конференции с рыданиями.
Команда, скорее всего, не понимала, что делает. Но было бы разумно не копаться в чужой психике, когда не понимаешь, как это работает. Мы же не вскрываем человека, если не учились в медицинском? Даже простое использование персоны - очень опасная вещь, которая может привести к трагедии, как нам показывали в других играх. Но в P5 это решили не раскрывать, чтобы не рушить идеализированный образ фантомных воров.
Игра пыталась выставить, как будто у них не было другого выбора, но он был. Например, в ситуации с Камошидой, они могли установить скрытую камеру и слить запись в интернет. В противостоянии с мафией у них были смс у угрозами, а у Макото сестра в полиции. А в случае Хару есть один способ, до которого сложно догадаться. Например, отказаться выходить замуж. И всё. Спойлер по P3PКак сделала Митсуру в P3P.
Таких ли ужасных преступников они выбирали? Про Мадареме знали только, что он присваивает чужие картины. Ничего о матери Юске и прочем. Плагиат - это плохо, но не смертельно. Нет необходимости срочно что-то делать. Нет необходимости случайно сделать человека овощем. Но всё равно пошли "исправлять" его. Потому что "зов справедливости вёл их сердца"? Или же они боялись, что Мадараме заявит на них в полицию? По странному стечению обстоятельств, их мотивация звучала "изменить человека, пока он не сделал нам какую-то фигню", а не "стараться на благо людей".
ГГ "чинят" и несправедливых работодателей, и даже читеров в стрелялках. Сделаем "хорошим" бесплатно и без смс, за любые провинности. Насильно.
Кстати, ГГ поддерживают много игроков. Как много из них не делают ничего такого, что команде показалось бы плохим..?
Если взрослый делает что-то, что не нравится команде ГГ, они считают, что имеют право исправить человека. Даже если это читерство в видеоиграх.
В какой-то момент, я заметила, что радуют спады в их рейтинге и напрягают подъёмы . Я была не за фантомных воров, а вполне себе против них. И играть, когда ты против ГГ - очень сложно.
Возможно, всё было бы иначе, будь все их квесты как с Футабой: помогать людям бороться с проблемами психики. С их согласия, конечно. Вот это было бы круто.
ГеймплейГеймплей.
Аааа, боооооль. Я наиграла 130 часов, большая часть из которых были бесконечные данжы. В P3 есть однотипный Тартарус. В P4 есть дворцы с длинными этажами. В P5 и то, и другое. Только местный Тартарус ещё более однотипный, а этажи в дворцах - неимоверно, бесконечно длинные. Каждый раз, когда команда говорила, что мы прошли половину - становилось больно. Ещё целая половина. За что.
Да, я не оценила геймплей. Хотя бы потому, что Тени там - уже мыслящие создания. Они понимают, что значит умирать. Они напуганы, что кто-то врывается в их место и пытаются его защитить. Если вы играли в предыдущие игры, возможно у вас есть любимые персонажи-тени. В P5 их предполагается убивать.
Вот, например, как самых милых Джек Фростов:
Но даже если вы считаете теней врагами, которых необходимо уничтожать, то как насчёт своих союзников-персон, которых нужно буквально обезглавливать, чтобы стать сильнее? Они не в восторге и пытаются вырваться из мешков под остриём гильотины.
Но на своём опыте я выяснила, что игру вполне можно пройти на средней сложности, не используя казнь ни на одной Персоне (кроме туториала). И не убивая теней, если с ними получается договориться. И не убивая Джеков (Фростов и других) любом случае
Screw you, Atlus and your stupidly cruel gameplay.
Кстати, никто из команды не поднял вопрос о том, что они убивают разумных существ. Это не очень сочетается с хорошестью, но ладно. Зато забавно, как персонажи ужасались замкам злодеев. Посмотрели бы они на свои тени, открыли бы много удивительного о себе. Эх, им бы в P4.
Кстати, в этот раз СЛ не такие, как мы привыкли. Это не дружба и не "Bonds of people is the true power". Как прямо сказано в игре, СЛ в данном случае - это люди, которых удобно использовать. Не более.
Не могу не сказать о game logic. спойлерыПереходить в другой мир днём посреди улицы, даже после того как так спалились. Или, наоборот, в пользу ГГ: ничего не заподозрить, когда хакер отнимает телефон "посмотреть" и называть глав-гада по имени, раскрыв все планы.. *фейспалм*.
ПерсонажиПерсонажи.
Учитывая мою оценку моральной стороны команды, мне они не понравились. Чуть лучше я относилась к Футабе и Моргане. Первую вела месть - причина эгоистичная, но честная. Моргана не совсем человек, поэтому к непониманию правильности действий я относилась мягче. Но чуть лучше - не значит хорошо. Они всё равно замешаны в довольно паршивом деле. Хорошо, что Моргана хоть не оказался Тенью (пусть и происхождение из эмоций - по сути одно и тоже). Разве что тема "создан из надежды человечества" не раскрыта совсем. Или это какая-то очень альтернативная надежда.
Увы, игра очень стереотипна - например, все девушки должны бояться призраков и пищать от страха, их обязательно нужно спасать, особенно от назойливых пикаперов.
А все парни показаны очень заинтересованными в белье противоположного пола, не очень-то и отличаясь от Камошиды. Честно говоря, я даже не знаю, что хуже.
Меня расстроило, как команда относилась к Моргане. Почти как ситуация с Кумой, разве что хуже. Но внешность маскота не значит, что можно как-то-совсем-не-по-дружески дразнить. Или тут скорее подойдёт "бить в больные точки". Даже когда казалось, что Моргана погиб, был примерно такой диалог:
- О нет, Моргана...
- Это так грустно.
- Кстати, посмотрите какая погода! Так красиво!
- О, нам же ещё нужно отпраздновать победу!
- Точно, устроим вечеринку!
Остальные персонажи не впечатлили. Первая игра серии, где мне было лень добивать СЛ - настолько они были скучными. Они искусственны и картонны - было ощущение, что над ними никто не старался и вставили для галочки.
После P4G я жаловалась, что можно сделать СЛ с отрицательным персонажем? Ахахах, в Персоне 5 СЛ с отрицательными персонажами две и обе обязательные. Получите-распишитесь.
Да, Про Игоря и глав злодея - не верю (с). Какая-то сущность пришла и натворила дел в Вельветовой Комнате? Да у них битвы с богами чуть ли не каждый год. А Ялдаваоф - был даже не богом, а ожившим сокровищем. И они хотят сказать, что это сильнее, чем Никс или Изанами? Пф. У Ялдаваофа 15к хп. Тео, Элизабет или Маргарет - любой из них вынес бы его с одного хода своим двойным Megidollaon.
Меня порадовало, когда Горо высказывался против фантомных воров и приводил разумные аргументы. "Ну хоть кто-то", думала тогда я. Ноооо, лучший способ обелить ГГ - не дать им достойного оппонента с другой точкой зрения.
Сам же Горо теперь вызывает чувство лёгкой тошноты.
До игры я знала, что полфандома его ненавидит, другая половина обожает. Поэтому догадаться, что он предатель, было легко. Но я думала, что он заложил команду, ну, из-за какого-то чувства внутренней справедливости или всё такое. Но-убить-ГГ-втф. Я не ожидала, что он будет настолько жалким и отталкивающим. И это такой примитивный ход, когда после раскрытия у него становится кривым лицо и голос. Знаете, как в детских сказках злодеев рисуют уродливыми, чтобы ни у кого не осталось сомнений, какие они злые.
И он так похож на Ягами Лайта, ugh. Я бы ожидала чувство ненависти хотя бы из-за сходства, но нет, только отвращение. Хотя этого достаточно.
Что меня добило - когда команда начала любимую мантру "это всё взрослые виноваты, это они сделали его таким". Когда сам пришёл к политику и предложил убивать - это не его вина и ответственность? Почти подавилась чаем, когда они пригласили его в команду. Он убил мать Футабы и отца Хару - разве этого, эм, недостаточно, чтобы отнестись к слезливой истории детства критически?
Самоубийство меня не растрогало. Этого не требовалось в той ситуации. А если раскаялся, вместо пафосного самовыпила нужно было разгребать фигню, что натворил. И понести ответственность за всё.
Нет, мне не завезли сочувствия к преступникам. Он ничем не отличается от Шидо и прочих "ужасных взрослых"(с), так же убивает других, чтобы получить то, что ему нужно. Разве что Горо нарисован смазливее и знает, как очаровывать людей. Чтобы их потом использовать и убить, кстати.
Итог. Не буду сравнивать со своей любимой P3, но эта часть уступает и P4. Основные минусы для меня: персонажи, действия которых не хочется поддерживать, скучные данжи и СЛ. Игра стала массовой, но потеряла глубину.