Из сообщества по математики (еще один пост, который должен был быть написан давным-давно, но был отложен на неопределенный срок).
Это перепост комментария в котором преподаватель рассказывала, как она работала с трудными учениками. Очень хотелось бы, чтобы такой подход был везде, ведь сейчас даже в платных школах и курсах такого не встретишь. искреннее восхищение методикой *______*
Пишет .Dana.:
Это перепост комментария в котором преподаватель рассказывала, как она работала с трудными учениками. Очень хотелось бы, чтобы такой подход был везде, ведь сейчас даже в платных школах и курсах такого не встретишь. искреннее восхищение методикой *______*
Пишет .Dana.:
01.06.2012 в 19:20
Хм, такое количество (и качество, хе-хе) интересующихся, что я взяла тайм-аут на написание ответа
у меня их было-то три раза по 5 человек, так что о статистике говорить не приходится
Зато все отборные двоечники. Больше 3 заданий ГИА по началу не решал никто
В первый год (занятия февраль-май): 5 человек. 2 пятёрки (проблемы: ноль мотивации, уверенность в своей глупости, страх перед математикой, но очень быстрый ум и хорошая память у обоих +- одно и то же), 1 четвёрка (проблема: пониженная мотивация, неумение сосредотачиваться долго, зато хорошая память и недюжинные математические способности), 2 тройки (очень разные девочки. у одной - ничего не хочет, всего боится и плюс "мне всё купят", вторая - путала сложение с умножением... то есть не сформированы какие-то первоначальные математические понятия, ну что-то сформировать удалось, похоже, не боялась, а реально не знала,к ак подступиться)
Плюс у всех - непринятие ответственности за себя. Это какой-то невозможный бич, у отличников встречается реже, кмк.
Второй год напишу попозже, там было 10 человек (было очень тяжко для меня, 7 - мой потолок, а школьные учителя - герои, если с 30ью справляются, так что мы поделили их потом). Вкратце - 4 пятёрки, 4 четвёрки, 2 тройки. Один сдал SAT только после наших занятий, закончил через год экстерном школу и уже учится где-то там в Америке. Трое пошли в физмат классы.
Вообще, я бы выделила такие проблемы, которые мне очень помогали выявлять и решать психологи.
1)Раз уж мы говорим про страх, то с него и начну. Да, страх перед сложным примером, неуверенность в своих силах и пр. Конечно, психолог - не психиатр и не психотерапевт и никаких таблекток не назначает ) Да и нужно ли это - для меня вопрос. Но групповое обсуждение, кто чего боиться и почему, демонстрация того, что действительно бывает страшно, но бывает и НЕ страшно - всё это мы делали вместе. Однако, мы скорее делали упор на неуверенности в себе. Мысли, что страх математики имеет ту же природу, что и привычные фобии, у меня не было (за психолога не скажу). Кстати, если собачка порылась только в страхе, то прогноз благоприятный. За год обучения в очень комфортной атмосфере бояться перестают все. Важно в данном случае - ощущение успеха. "вау, я сделал эту задачу, а ведь Дана говорила и мне казалось, что она СЛОЖНАЯ"
Самый простой "рецепт" для атких двоечников - на первом занятии предложить сложить две очень сложных дроби. Вроде 81\83 и 1\29. Ну или можно не взаимопростые знаменатели взять, чтоб ещё хитрее и ещё больше удовлетворения. Всё равно с дробей приходится начинать, так уж используем на благо
2)Несформированность психологических функций. Вот это кранты, товарищи. Если человек не научился сосредотачиваться, если у него нулевая память, если он не понимает, что такое формула или буква в принципе, т.е. не умеет двигаться от общего к частному и обратно, то здесь очень сложно что-то сделать вообще, не то что за полгода или даже год. Но можно. Есть специальные упражнения, которые мы вплетали в занятия. Некоторым, с не очень запущенными случаями, это помогало. Одному нет. Для него писались алгоритмы и предлагалось просто учить наизусть. Ужасно, но эффект имело. Вопрос, который я задаю себе до сих пор: "что же он будет делать дальше?".
3)Неприятие ответственности и прочая "лень". Сюда же - неумение планировать, непонимание "на фига козе баян" и пр. Вот это решалось на ура тренингами, групповыми процессами и вовзращением ответственности. Домашки делали все почти всегда, опаздывали несильно, пропускали редко. Конечно, были и крайние случаи, когда без работы с родителями мало что получалось...но... и там что-то сдвинулось.
4)Разные каналы восприятия. Да-да, я про визуалов-аудилов-кинестетиков. Мы активировали все каналы восприятия и памяти: проговаривали, рисовали, перемещали предметы и перемещались сами.
Мне кажется, я никому ничего нового не сказала, т. к. все вы тут педагоги со стажем, но вдруг кому интересно было почитать
URL комментарияу меня их было-то три раза по 5 человек, так что о статистике говорить не приходится
Зато все отборные двоечники. Больше 3 заданий ГИА по началу не решал никто
В первый год (занятия февраль-май): 5 человек. 2 пятёрки (проблемы: ноль мотивации, уверенность в своей глупости, страх перед математикой, но очень быстрый ум и хорошая память у обоих +- одно и то же), 1 четвёрка (проблема: пониженная мотивация, неумение сосредотачиваться долго, зато хорошая память и недюжинные математические способности), 2 тройки (очень разные девочки. у одной - ничего не хочет, всего боится и плюс "мне всё купят", вторая - путала сложение с умножением... то есть не сформированы какие-то первоначальные математические понятия, ну что-то сформировать удалось, похоже, не боялась, а реально не знала,к ак подступиться)
Плюс у всех - непринятие ответственности за себя. Это какой-то невозможный бич, у отличников встречается реже, кмк.
Второй год напишу попозже, там было 10 человек (было очень тяжко для меня, 7 - мой потолок, а школьные учителя - герои, если с 30ью справляются, так что мы поделили их потом). Вкратце - 4 пятёрки, 4 четвёрки, 2 тройки. Один сдал SAT только после наших занятий, закончил через год экстерном школу и уже учится где-то там в Америке. Трое пошли в физмат классы.
Вообще, я бы выделила такие проблемы, которые мне очень помогали выявлять и решать психологи.
1)Раз уж мы говорим про страх, то с него и начну. Да, страх перед сложным примером, неуверенность в своих силах и пр. Конечно, психолог - не психиатр и не психотерапевт и никаких таблекток не назначает ) Да и нужно ли это - для меня вопрос. Но групповое обсуждение, кто чего боиться и почему, демонстрация того, что действительно бывает страшно, но бывает и НЕ страшно - всё это мы делали вместе. Однако, мы скорее делали упор на неуверенности в себе. Мысли, что страх математики имеет ту же природу, что и привычные фобии, у меня не было (за психолога не скажу). Кстати, если собачка порылась только в страхе, то прогноз благоприятный. За год обучения в очень комфортной атмосфере бояться перестают все. Важно в данном случае - ощущение успеха. "вау, я сделал эту задачу, а ведь Дана говорила и мне казалось, что она СЛОЖНАЯ"
Самый простой "рецепт" для атких двоечников - на первом занятии предложить сложить две очень сложных дроби. Вроде 81\83 и 1\29. Ну или можно не взаимопростые знаменатели взять, чтоб ещё хитрее и ещё больше удовлетворения. Всё равно с дробей приходится начинать, так уж используем на благо
2)Несформированность психологических функций. Вот это кранты, товарищи. Если человек не научился сосредотачиваться, если у него нулевая память, если он не понимает, что такое формула или буква в принципе, т.е. не умеет двигаться от общего к частному и обратно, то здесь очень сложно что-то сделать вообще, не то что за полгода или даже год. Но можно. Есть специальные упражнения, которые мы вплетали в занятия. Некоторым, с не очень запущенными случаями, это помогало. Одному нет. Для него писались алгоритмы и предлагалось просто учить наизусть. Ужасно, но эффект имело. Вопрос, который я задаю себе до сих пор: "что же он будет делать дальше?".
3)Неприятие ответственности и прочая "лень". Сюда же - неумение планировать, непонимание "на фига козе баян" и пр. Вот это решалось на ура тренингами, групповыми процессами и вовзращением ответственности. Домашки делали все почти всегда, опаздывали несильно, пропускали редко. Конечно, были и крайние случаи, когда без работы с родителями мало что получалось...но... и там что-то сдвинулось.
4)Разные каналы восприятия. Да-да, я про визуалов-аудилов-кинестетиков. Мы активировали все каналы восприятия и памяти: проговаривали, рисовали, перемещали предметы и перемещались сами.
Мне кажется, я никому ничего нового не сказала, т. к. все вы тут педагоги со стажем, но вдруг кому интересно было почитать