Dragon Age 2

Наверное, начну с общих впечатлений. Мне понравилась игра, я была очень увлечена в процессе и мне сложно было оторваться. Но при этом, я почти ничего не чувствую по отношению к канону уже через день после прохождения. Иногда такое бывает, когда история и персонажи не совсем "свои". Особенно персонажи. Нет, они интересные, разные, но далекие от меня. Возможно, поэтому и не зацепило.
Но всё равно, играть мне очень понравилось.
Графика довольно хорошая, но я тут не критична от слова совсем. Порадовала озвучка - у Хоук особенно. А вот музыки было очень мало и звучала она редко.
Геймплей ужасен. Не могу перечислить все недостатки - их просто не упомнить, но попытаюсь по основным. Во первых, система Друг - Соперник. Спутники правда будут тянуться к Хоук, даже если он(а) будет вести себя как полная сволочь по отношению к ним? А если чуть меньшая сволочь, то тогда уже предадут? Я не понимаю, как можно проникнуться человеком, который плевал на все твои принципы, творит что-то, что ты считаешь недопустимым и тд.
Далее, реплики ГГ. Приходилось сохраняться перед _каждым_ диалогом, потому что ГГ говорит совершенно не то, что ты вроде выбираешь. Предугадать никак, ведь даже дипломатические реплики были не очень. А если не помечен характер фраз, то всё совсем запущено. Иногда доходило до перепрохождения боссов из-за слишком отличающихся реплик.
Ну, повторяющиеся локации - это само собой. Хоть рандомно карту бы меняли, что ли..
стена текста и даже без артов. спойлерно.Мне не нравится, что несмотря на принятые решения, это в итоге совершенно ни на что не влияет. Лучше уж линейный сюжет с мелкими выборами, чем такая иллюзия.
DLC не может не вызывать раздражения. Ок, пытаетесь вытянуть побольше денег за игру - всё понимаю. Но зачем в DAI делать DLC частью канона? Как будто игроки, купившие игру без доплат - в демо версию игрались. От этого очень неприятно. Кстати, dlc - так себе. Про Себастьяна не понадобилось, Mark of the Assassin бросила на середине, потому что слишком оосно выглядело. Legacy показалось скучноватым, но хоть босс там был интересным в геймплейном плане.
И не хватило разговоров со спутниками. Так же раздражало, что это очередной канон, где любовь выставляют важнее дружбы.
Не могу не сравнить с DAO - там мне кажется гораздо сильнее сюжет - он выглядит как-то логичнее, масштабнее, и геймплей лучше. Но DA2 выигрывает за счет персонажей и особенно ГГ.
Я рада, что к концу у меня не было проблем с выбором стороны, я ещё с DAO была за магов. Категорически против содержания людей в тюрьме до того, как они что-то совершили. Тем более, если человеку с детства внушать, что он почти преступник, что он опасен, то он с большой вероятностью таким и вырастет. Но при этом я против революционных мер. Плевать на призрачное счастливое будущее, люди хотят жить спокойно в настоящем. А войны и революции втягивают в неизвестно сколько лет кровавой резни.
Персонажи.
Друзья, которые достались Хоук, мягко говоря, не подарки (ну, почти все). Но к моей радости, она подружилась со всеми, с кем хотелось, и только у двух из них не дошло до 100% дружбы. Можно было бы набрать, но я не переигрывала какие-то моменты, чтобы избежать\заработать очки, и чаще всего брала персонажей на квесты рандомно. Иногда, конечно, руководствовалась вкусами персонажей - для моей Хоук было бы странно звать Фенриса спасать магов, но не потому, что он её за это невзлюбит, а потому что ему было бы неприятно в этом участвовать. Но Авелин наоборот звали на что-то противозаконное, чтобы она.. эм.. развеялась. (Хотя часто выбор был рандомен и только на середине квеста доходило, что взяли не тех людей). Я часто лезла в вики уже после прохождения квестов, чтобы посмотреть пункты дружбы/соперничества, от невзятых на квест персонажей и тем самым получить более полное представление о них.
Что категорически не понравилось - вялая реакция спутников на действия Хоук. Даже за какие-то чудовищные поступки получаешь только очки соперничества, но никто не мог врезать Хоук или ещё как-то повлиять. Все просто стоят и смотрят. Это даже местами очень оос-но.
Хоук. В моём прохождении Хоук была магом, с той дефолтной внешностью, которая с красной полосой на лице. У меня за долго до прохождения сложилось впечатление о Хоук как о сакрастичном персонаже, которого я пыталась отыграть.. и зафейлила целиком и полностью. В общем, с первой же минуты игры получалась только дипломатичная ГГ. Саркастичная, хоть и забавна, но говорит слишком грубые и неприятные вещи, особенно в тяжелые для всех моменты. А что касается дипломатичной - даже не думала, что в DA мне встретится настолько хорошая ГГ. За всю игру она не убила ни одного человека не из самозащиты или чтобы защитить своих спутников. Я не помню момента, чтобы Хоук сделала что-то плохое в моем понимании (это не значит, что она не нарушала закон). Иногда были моменты, когда мне хотелось бы чтобы Хоук предприняла какие-то действия, а не просто стояла, но их было мало. Было очень приятно, когда у нас с ГГ внезапно сходились мнения по каким-то вопросам или событиям, когда она говорила что-то, что я считала правильным без какого-то моего выбора или участия. Как например, когда Хоук возмутилась, что Изабелла убила человека, когда они могли бы обойтись без жертв. В DAO такого даже близко не было. Да и в других играх не хватает.
И да, я очень люблю, когда у ГГ есть какой-то характер, история и личность, а не всё отдается на отыгрыш.
Картер. Я его не понимаю и мне он не нравится. Он всегда очень плохо относился к Хоук и часто пытался задеть её подлыми способами. А уход в храмовники - это уже совсем =__=. Хоть в конце не стал её убивать, но вот арестовать - собирался. за что, кстати? за то, что она спасала невиновных магов от уничтожения? а милый Каретер собирался еще принять участие в этой резне. Как и Каллен, кстати. Который, мягко говоря, не вызывает у меня восторга своим появлением в Инквизиции.
Авелин. Авелин, в целом, хорошая и мне нравится. Но я с трудом её понимала. То есть, вроде видно, что она друг для Хоук, но при этом часто как будто слишком строго и отстраненно с ней. Я рада, что она честный человек, но мне не нравится её склонность следовать закону, даже когда он не прав. (исключая Хоук и ко, которым всё прощалось).
Варрик. От Варрика первое впечатление было очень негативным - проткнуть плечо вору мне показалось слишком жестоким. Особенно учитывая, сколько моих любимых персонажей были так или иначе замешаны в воровстве.. Но постепенно Варрик начал мне нравится, особенно тем, как он старался заботиться о каждом из спутников Хоук. На Варрика действительно можно было положиться: он хороший друг и старался найти подход к каждому, помогал избежать кровопролития, но и не давал Хоук и спутников в обиду. Честно, я была рада, когда в квесте "Всё, что останется" (All That Remains) Варрик убил того мага, который был на стороне убийцы.
Андерс. Очень. Сложный. Случай. Самая большая проблема в том, что я не могу понять, насколько Андерс подвержен влиянию "Справедливости". То он говорит, что они одно целое, то что всё же "Справедливость" берет над ним контроль.. К слову, мне кажется, что на превращение Справедливости в Месть повлияли не только ненависть Андерса, но и наличие скверны в крови после Посвящения. Если говорить о событиях до последнего квеста, мне Андерс в целом нравился. Да, у него были серьезные моральные травмы и он часто был слишком груб с другими - но для ГГ он был другом. Он безвозмездно лечил огромное количество людей, на которых было плевать и правительству, и церкви.
Единственное, что оставило очень сильный негативный отпечаток - это когда я прочитала в вики, что он считает правильным сдать Фенриса Данариусу. Не важно, насколько они ненавидят друг друга - но считать правильным предательство - это отвратительно. И поддерживать рабство? WTF? Это меня очень оттолкнуло. Что касается взрыва в церкви - я знала об этом заранее, но никогда не могла подумать, что Адерс втянет Хоук в это, причём шантажируя их дружбой. Я не буду говорить, насколько неприятна мне идея убийства невинных ради "больших" целей (почему церковь? почему не Мередит?), даже не учитывая этого, Андерс предал своих друзей - Хоук и Варрика. И разрушил Хоук жизнь, потому что война забрала всё, что у неё осталось. У меня бы не было такой горечи, если бы Андерс раскаялся хоть немного - нет, он считал что сделал всё правильно, он был рад, что так поступил. Моя Хоук, конечно, не убила его - он остался с ними, но по моему хедканону не из-за того, что Хоук его поддерживает - а потому что убить или посадить друга она не может, но глаз с него спускать нельзя, чтобы не выкинул ничего ещё. Учитывая, что в случае соперничества Андерс раскаивается и говорит, что дух Мести затмил разум - мне кажется, что в случае дружбы ГГ уже разговаривает не с Андерсом - контроль над телом полностью перешел к Мести. Нужно ли тогда винить человека, если его сумасшествие спровоцировано из вне? Я думаю, что нет. Можно ли винить духа, который не по своей воле стал демоном? Если это было действительно не по воле - тоже нет. Но неразделенные Андерс и Месть представляют собой монстра.
Мне очень жаль, что не разделили души Андерса и Справедливости, как когда-то подобное сделали с Коннором в DAO.
Мерриль. Мерриль мне как-то быстро начала нравиться и почти всю игру она сопровождала ГГ. Я думала, что она станет первым другом ГГ, но на их пути оказались дурацкие книжки, за каждую из которых Мерриль давала 10 очков к соперничеству. От этого было очень обидно. И в итоге довести до 100% дружбы так и не получилось. Но в отличии от многих, мне не кажется, что у неё есть какая-то "темная" сторона, использование маги крови не делает кого-то автоматически монстром. А Мерриль была довольно аккуратна с ней и не использовала для чего-то плохого. (В конце концов, что Хоук, что Серый Страж тоже могут быть магами крови и ничего). По поводу зеркала, я не считаю, что Мерриль виновата в смерти Хранителя. Мерриль рисковала только своей жизнью, пришла с Хоук для подстраховки. Она не могла знать, что кто-то решит уберечь её от этого риска ценой своей жизни. И было бы здорово, если бы Хранитель рассказала о своем плане соплеменникам, и тогда бы нам не пришлось убить часть клана ради самозащиты. (От части мы убежали, но не знаю, засчитала ли это игра). На мой взгляд, жить после такой моральной травмы гораздо сложнее, чем погибнуть ради своей цели.
Фенрис. Поддерживая магов, я довольно быстро набрала большое количество баллов соперничества и думала, что скоро доведу до сотни. Но потом внезапно случился квест Фенриса, на котором шкала резко перепрыгнула в сторону дружбы. Потом еще несколько не связанных с магами квестов и по какой-то случайности ГГ с Фенрисом оказались друзьями. Хотя дотянуть до сотни так и не получилось. До игры к Фенрису у меня было крайне неоднозначное впечатление. С одной стороны, я слышала о нём много хороших слов, а я всегда стараюсь приглядываться к персонажу, если он нравится кому-то из моих знакомых. С другой стороны, я сомневалась, что вырывающий сердца и ненавидящий магов спутник мне понравится. Если честно, я заранее знала, что спутники могут поднять меч на ГГ и от Фенриса я всегда ждала предательства. В первый раз, когда в вики было написано, что Фенрис выдаст ложь ГГ, покрывающую магов, несмотря на любые балы дружбы/соперничества. Но в моем прохождении он промолчал. Во второй раз когда он перешёл на сторону храмовников. Но даже без 100% дружбы/соперничества он вернулся на сторону ГГ. И это было самое большое и самое приятное удивление за всю игру: когда ты не ждешь от персонажа ничего хорошего, а он остается верным другом ГГ. И что все "a finer mage" и "my friend" были не просто словами. I was so happy for my MC.
И больше всего меня радует, что Фенрис переходит на сторону ГГ даже при самом маленьком значении дружбы. И такое отношение к дружбе у Фенриса я не могу не уважать.
Конечно, в отношении к Фенрису у меня есть разные "но". Конкретно сейчас вспоминается, что он очень плохо относится к Мерриль, а ведь она так старается быть дружелюбной ._.
Изабелла. Не нравится категорически. Во первых, она из-за своей безопасности поставила весь город под угрозу уничтожения. А ведь Хоук могла бы помочь ей справиться с её проблемами. Человек не обязан жертвовать собой, но при этом надо нести ответственность за свои действия. Сколько было погибших из-за той книги? Изабелла может вести себя обаятельно, но я не считаю, что это хоть как-то оправдывает её поступок. Плюс, я не люблю пошлых людей. Мне было неприятно брать Изабеллу на квесты из-за характеров диалогов, которые она вела с другими. А из-за того, что она не была на кветах, то не набралось достаточно дружбы/соперничества и в конце второго акта она так и не вернулась.
А ещё она предала Хоук в Тени за. какой-то. корабль. И если Мерриль (которая тоже напала на Хоук), потом извинилась, то Изабелла жалела только о том, что корабль ей так и не дали.
Говорят, у других извинения не особо лучше, но в моём прохождении не видела.
Себастьян. Мне не понравился его квест, поэтому мы просто не стали выполнять. Не понимаю, с чего вдруг Хоук должна убивать кого-то по чьему-то заказу. А если это клевета? О нём я читала в вики и сложилось впечатление как о лицемерном человеке. Его всё равно запихнули в спутники в третьем акте, но он казался каким-то.. лишним. Реиграбельность. для меня низкая. Не потому, что игра не предоставляет такой возможности - нет, там можно отыграть разных персонажей и разные события. Но у меня получилось почти идеальное прохождение и нет каких-то вещей, которые я бы хотела изменить.
Итог. Очень хорошая игра. В целом понравилась больше DAO.
А с днем рождения!
ппкс. в Инквизиции они в другую крайность ударились
Так же раздражало, что это очередной канон, где любовь выставляют важнее дружбы.
а в каких моментах?
Но при этом я против революционных мер. Плевать на призрачное счастливое будущее, люди хотят жить спокойно в настоящем. А войны и революции втягивают в неизвестно сколько лет кровавой резни.
а как тогда ты бы предложила решать проблему магов?
Даже за какие-то чудовищные поступки получаешь только очки соперничества, но никто не мог врезать Хоук или ещё как-то повлиять. Все просто стоят и смотрят. Это даже местами очень оос-но.
Авелин вроде в какой-то момент может дать по морде, но я не знаю, что там нужно сделать.
мм... везде-везде разные локации и меняются каждую секунду? *пытается представить крайность*
а в каких моментах?
ну, например, даже пусть это и не правда, в конце говорят, что все спутники покинули Хоук, кроме того, с кем роман. (хотя я читала спойлеры по DAI - оно близко к правде). и в целом, после романа начинают больше волноваться за Хоук, меняются реплики, если она теряет сознание в битве или появляются дополнительные реплики, выражающие волнение/заботу. Я просто в вики про многие квесты читала, там часто сноски, что в случае романов бывает. И успокаивать Хоук после потери Лиандры тоже приходит либо Авелин, либо персонаж, с кем роман.
а как тогда ты бы предложила решать проблему магов?
Мне кажется, что во первых, нужно вести работу на изменение сознания людей. Потому что иначе, если, например, революцией освободить магов, то люди всё равно будут бояться и ненавидеть их. И чем больше маги будут силой заставлять их признавать, тем больше шансов, что в итоге получится что-то вроде Тевинторской империи.
Конечно, всё это очень сложно, потому что обязательно надо отдалить церковь от управления государством. И это затруднительно сделать, не нарвавшись на какой-нибудь священный поход.
В итоге, это должно получиться как-то так: круги становятся не тюрьмами, а школами, правда с обязательным обучением. (примерно как у нас сейчас - каждый родитель обязан дать ребенку образование). Но ребенок живет дома и сохраняет контакт с родственниками и друзьями. При этом, должно быть что-то вроде приютов, где могут воспитываться дети, родители которых испугались их магических способностей.
Храмовники, присутствующие в кругах, должны быть не надзирателями - а позиционироваться как что-то вроде охраны, в первую очередь для безопасности самих магов, если какой-то демон проникнет в круг или кто-то решит разрушить его. При малейшем злоупотреблении полномочиями - наказание в соответствии с законами.
В кругах важно открытость знаний, в том числе и о демонах. Маги должны знать, какими уловками их тела могут пытаться захватить.
Усмирение должно быть запрещено. Представители церкви могут находиться в кругах, как преподаватели или контролировать процесс обучения. Потому что есть вероятность, что может попасться в преподавателях какой-то маг, который умышленно будет учить не тому.
Круг должен стать местом, в которое маги хотят попасть, потому что там не боятся магии, там учат как развить способности, там есть крыша над головой в случае чего. Но при этом, круг не должен быть закрытым учреждением.
Вот самая проблема, как к этому прийти. В моем прохождении это было бы легче, потому что проще донести людям, что не вся магия - зло, указывая на примеры Серого Стража и Защитника Крикволла. Для меня виделось выходом становление Хоук наместником Киркволла и продвижение реформ. Знать бы не возражала, потому что у многих дети/родственники в кругах. Если бы настоятелем церкви была бы всё та же бездейственная Эльтина, то с ней проблем бы тоже не должно было быть. В случае открытого конфликта и похода церкви, тогда уже просто ничего не остается, как защищаться.
На мой взгляд, путь реформ хоть и выглядит более медленным, но с помощью него люди понемногу учатся сосуществовать друг с другом. При революциях и войнах, часто происходит перегиб и страдавшая сторона начинает становиться агрессором. Редко какой вооруженный конфликт заканчивается "а, ну теперь мы равны, давайте разойдемся". И даже если маги просто отвоюют свободу, а не станут во главе, то всё равно должны быть долгие годы привыкания населения, что и было бы при реформах, только без стольких жертв. Кроме того, есть огромный шанс, что маги войну проиграют, и это только ухудшит их положение, без возможности изменить это еще долгие годы.
*фейспалм* вообще, меня удивляет, как меня волнует проблема какого-то другого мира, к которому я даже не привязана.
Авелин вроде в какой-то момент может дать по морде, но я не знаю, что там нужно сделать.
*погуглила* ух ты и правда. но это только если обвинить её в трусости. я бы всё же хотела такой реакции при каких-то жестоких и неправильных действиях со стороны Хоук.